С чего бы начать этот пост... Пожалуй так...
![Ретро-игры - Четвёртое Поколение Игровых Консолей. Битвы Титанов Ретро-игры - Четвёртое Поколение Игровых Консолей. Битвы Титанов](/system/attached_images/images/000/632/056/normal/snes_vs_sega1.jpg)
Четвёртое Поколение Игровых Систем
По новой традиции это поколение именуют 16битной эпохой. Начинается оно в 1987м году выпуском первой 16битной приставки PC Engine\TurboGrafx-16 от NEC, а заканчивается... Если судить по битности, то заканчивается оно в 1993м, с началом продаж консолей пятого (32битного) поколения. Если же судить по производству консолей и аксессуаров, то длительность поколения можно продлить ещё на годик. Именно в этом поколении компании широко используют возможности расширения изначальных мощностей своих приставок, выпуская аддоны к ним. Например TurboGrafx-CD от NEC, Mega-CD\Sega CD от Sega.
Итак... Точка отсчёта - 30е октября 1987го года. Именно в этот день в Японии выходит PC Engine - первая 16битная консоль. Она является продуктом сотрудничества Hudson Soft, которая вдобавок придумала для неё носители - ХаКарты, и NEC, взявшей на себя всю основную работу по раскрутке системы. Несмотря на то, что NEC были первыми, приставка получила более-менее обширное распространение только в Японии, причём не в последней степени засчёт игр "для взрослых". А основная борьба в поколении разворачивается между Sega с её Mega Drive\Genesis и Nintendo с её Super Famicom\SNES.
1988й год. Практически через год после выпуска PC Engine, появляется первый конкурент - Mega Drive от Sega. Сердцем приставки был знаменитый процессор Motorola 68000, который и по сей день используется в производстве. Сейчас может показаться удивительным, но на старте продаж у фирмы не было официального талисмана. Знаменитый синий ёж Соник появился лишь в конце 1991го года в игре Sonic The Hedgehog. В этом же году выходит первый аддон к приставке от NEC - TurboGrafx-CD, добавляющий возможность играть в игры на CD. Следует сказать, что на дисках выходили как абсолютно новые игры, так и расширенные издания игр, ранее выпущенных на картриджах и ХаКартах.
1989й год становится хорошим годом для северной америки) Во-первых, NEC выходит на североамериканский рынок, переименовав PC Engine в TurboGrafx-16 и немного изменив форму консоли. А также выпускает SuperGrafx - улучшенный вариант TurboGrafx-16, выходивший только в Японии и не получивший широкого распространения. Возможно из-за того, что к нему было выпущено всего семь игр. Во-вторых, Sega тоже выходит на рынок северной америки, переименовав свою приставку в Genesis, чтобы избежать каких-то проблем с авторскими правами.
1990й год. Тут уже радость для Европы - и NEC и Sega запускают официальные продажи своих приставок в Европе. Помимо приставок от этих двух фирм, в Японии наконец-то появляется ещё один конкурент - Super Famicom. И именно между Super Famicom\SNES и Mega Drive\Genesis разворачивается очередной виток действа, названного впоследствии консольными войнами, но об этом ниже. Nintendo идёт проторенной тропой и во второй раз заключает соглашение с компанией Sharp на выпуск моноблока, состоящего из телевизора Sharp и приставки Super Famicom. Обещалось улучшенное качество картинки и звука, по сравнению с другими вариантами.
![Ретро-игры - Четвёртое Поколение Игровых Консолей. Битвы Титанов Ретро-игры - Четвёртое Поколение Игровых Консолей. Битвы Титанов](/system/attached_images/images/000/632/060/normal/snes_vs_sega.jpg)
И именно в этом году компания SNK Playmore пытается выйти на рынок видеоигр со своей системой NEO GEO. Neo Geo MVS выпускается для стационарных игровых автоматов, а Neo Geo AES создаётся как домашняя игровая система на картриджах.
В 1991м году Sega, решив не отставать от NEC, выпускает свой приставочный аддон - Sega CD\Mega CD, который подключается к Mega Drive\Genesis и позволяет запускать игры с компакт дисков. Помимо этого он давал возможность смотреть фильмы и использовать диски для караоке. В свою очередь NEC решает объединить свою приставку с аддоном и выпускает их вместе в виде PC Engine Duo\TurboDuo.
В 1992м году все ненадолго затихают, только SNES отправляется покорять Европу. Ну ещё выходит мегараритетная приставка с 286м процессором и предтечей Windows CE на борту - Memorex\Tandy VIS.
1993-94й года знаменуют собой закат четвёртого поколения... Nintendo представляет систему Satellaview - модем, через который загружались игровые новости и некоторые, специально переработанные, игры. Выходит Sega Mega Drive II, отличающаяся от предшественницы в основном косметически. Так же Sega выводит на рынок Sega Multi-Mega\CDX - объединённые Mega Drive\Genesis и Mega CD\Sega CD, Sega 32X - аддон, для которого создавалась своя библиотека 32битных игр, Sega Pico - приставка, нацеленная на детей младшего школьного возраста с большим уклоном в обучающие игры. SNK тоже пытается уйти от картриджевых носителей и выпускает Neo-Geo CD. А ещё, именно в этом году появляется первая рейтинговая система для видеоигр - Videogame Rating Council (VRC).
Несмотря на начало производства консолей пятого поколения и "конец" четвёртого, происходит ещё несколько интересных вещей. Тайваньская фирма Funtech в 1995м выпускает свою приставку Super A'can на базе Motorola 68000 с целыми 12ю играми. Sega в 1998м выпускает Mega Drive III\Genesis 3 - бюджетный вариант своей приставки. Nintendo в 1997м запускает SNES 2\Super Famicom Jr. - так же облегчённые версии своих приставок, а так же планирует но отменяет свой CD-аддон.
По сути, это конкурентная борьба между производителями за место под солнцем. В консольном мире первая явная и значимая война была ещё в 8битную эпоху (третье поколение) между Nintendo с Famicom\NES, Sega с Master System и Atari с 7800. Nintendo победила с результатом в 62 миллиона проданных приставок, оставив обоих конкурентов довольствоваться десятью процентами рынка.
В четвёртом поколении такая борьба развернулась между теми же основными противниками. Со стороны Nintendo в бой вступает SNES, со стороны Sega - Sega Genesis. Sega начинает, выпустив свою приставку на два года раньше. Поскольку североамериканский рынок в то время был "занят" 8битной NES, то Sega удаётся довольно быстро обойти конкурента. Так же этому способствовала агрессивная реклама и закупка лицензий на практически все известные виды спорта, по которым выпускаются неплохие симуляторы. Продажи приставок вырастаются ещё выше, когда в обойме появляется талисман Сеги - Соник. Однако к этому моменту Nintendo всё-таки решает перейти в 16битный формат, поэтому итог противостояния в Америке - примерно 60% рынка остаётся у Sega, а где-то 35% - у Nintendo. Оставшиеся 5% - это NEC, которой так и не удалось здесь проявить себя и Neo Geo со своей очень дорогой приставкой. В Японии же всё складывается наоборот. Популярность PC Engine не даёт развернуться Mega Drive в полную силу, поэтому когда появляется Super Famicom, она быстро подавляет PC Engine, став безоговорочным лидером на Японском рынке. Зато в Европе Sega удаётся так же выйти на первое место по числу продаж, а в Бразилии, где эту компанию любят ещё со времён SMS, Sega получает аж 75% рынка.
Итог сей войны - Nintendo - почти 50 миллионов официально проданных приставок и лидирующее положение в Японии, Sega - почти 40 миллионов официально проданных приставок и лидерство в Северной Америке, Европе и Бразилии, NEC - чтото около 10 миллионов проданных приставок. Жаль здесь не учитывается Россия, в которой по прикидкам на одну официальную проданную Сегу приходилось несколько десятков клонов.
Поскольку большая часть игровых серий запускалась ещё в третьем поколении, то здесь разработчикам оставалось лишь развивать и улучшать выпущенное ранее. Плюс возраждается идея о портировании хороших игр с игровых автоматов, что пораждает огромное количество хитов, вышедших как эксклюзивно на отдельные приставки четвёртого поколения, так и многостаночников. В частности хорошее развитие получили такие серии как Donkey Kong, Dragon Quest, Final Fantasy, Mario, Metroid, Mega Man, Street Fighter, Zelda. Из игр, которые появились в этом поколении можно упомянуть Kirby, Mortal Kombat, Secret of Mana, Star Fox и впервые появившийся талисман Sega - Sonic the Hedgehog.
Теперь немногим более подробно по основным приставкам...
![Ретро-игры - Четвёртое Поколение Игровых Консолей. Битвы Титанов Ретро-игры - Четвёртое Поколение Игровых Консолей. Битвы Титанов](/system/attached_images/images/000/632/073/normal/100_-_pce.jpg)
Приставка, начавшая четвёртое поколение консолей. На самом деле NEC немного схитрили - в приставке было два 8битных центральных процессора HuC6280, но зато 16битный видео процессор HuC6270, что всё-таки оставляет за ней звание первой 16битной приставки. Появляется на прилавках Японии 30го октября 1987го года под названием PC Engine. В 1989м году консоль под именем TurboGrafx дебютирует в северной америке, где неверные маркетинговые ходы компании приводят к тому, что приставка практически провалилась. Несмотря на провал в Америке, приставка очень неплохо продавалась в Японии, продержавшись там аж до 1994го года. Приставка известна своими маленькими размерами (14х14х3.8 см) и специально разработанным форматом носителей информации - ХаКартами. А ещё тем, что имела лишь один порт для джойстика. Чтобы поиграть с кем-нибудь, приходилось покупать специальный адаптер, позволяющий подключать до 5ти джойстиков. Официальный талисман компании - Bonk, лысый первобытный мальчишка, про которого выходило несколько игр на различных платформах.
![Ретро-игры - Четвёртое Поколение Игровых Консолей. Битвы Титанов Ретро-игры - Четвёртое Поколение Игровых Консолей. Битвы Титанов](/system/attached_images/images/000/632/074/normal/100_-_tg-16.jpg)
![Ретро-игры - Четвёртое Поколение Игровых Консолей. Битвы Титанов Ретро-игры - Четвёртое Поколение Игровых Консолей. Битвы Титанов](/system/attached_images/images/000/632/076/normal/101_-_smd.jpg)
Консоль, гордо носящая звание второй выпущенной приставки в поколении. В начинке имеет честный 16битный процессор Motorola 68000. На прилавках Японии появляется 29го октября 1988го года под именем Mega Drive. В северной америке - 14го августа 1989го, под именем Genesis, что связано с тем, что Сега не смогла доказать свои права на использование названия Mega Drive здесь. Благодаря агрессивной рекламе и отсутствию конкурентов от Nintendo, Genesis добивается хороших успехов в Америке, захватив в итоге около 60% рынка. Официальный талисман - синий ёж Sonic, во многом поспособствовавший продажам консоли. К приставке выходило два аддона - 32X и Sega CD\Mega CD, расширявших её возможности до полноценного аудио-видеопроигрывателя, а так же несколько модификаций внешнего вида.
![Ретро-игры - Четвёртое Поколение Игровых Консолей. Битвы Титанов Ретро-игры - Четвёртое Поколение Игровых Консолей. Битвы Титанов](/system/attached_images/images/000/632/075/normal/101_-_sg.jpg)
![Ретро-игры - Четвёртое Поколение Игровых Консолей. Битвы Титанов Ретро-игры - Четвёртое Поколение Игровых Консолей. Битвы Титанов](/system/attached_images/images/000/632/077/normal/102_-_sfamicom.jpg)
Последняя из большой тройки приставок этого поколения, появляется на прилавках Японии 21го ноября 1990го года как Super Famicom. В северной америке доступна с 23го августа 1991го как Super Nintendo Entertainment System. Приставка имеет на борту так же честный 16битный процессор Ricoh 5A22 и сразу после начала продаж забирает себе 80% рынка Японии. В америке дела похуже - итоговый результат где-то в районе 30-40%. Одним из факторов провала в америке был выпуск Mortal Kombat в зацензуренном виде, в то время как Sega выпускает полную кровавую версию. Официальный талисман - водопроводчик Mario. Единственная из приставок поколения, не имевшая CD-аддона - он планировался, но потом был отменён. Зато для консоли был разработан специальный чип Super FX, позволивший создавать игры с полигональной 3D-графикой.
![Ретро-игры - Четвёртое Поколение Игровых Консолей. Битвы Титанов Ретро-игры - Четвёртое Поколение Игровых Консолей. Битвы Титанов](/system/attached_images/images/000/632/078/normal/102_-_snes.jpg)
![Ретро-игры - Четвёртое Поколение Игровых Консолей. Битвы Титанов Ретро-игры - Четвёртое Поколение Игровых Консолей. Битвы Титанов](/system/attached_images/images/000/632/079/normal/103_-_aes.png)
Очень дорогая домашняя приставка, имевшая аркадный аналог и подававшаяся как 24битная. На самом деле имела на борту 16битный процессор Motorola 68000 с параллельно подключённым 8битным Zilog Z80 сопроцессором. Приставка появляется в Японии 31 января 1990го года по цене примерно в 650 долларов за приставку и до 200 долларов за картридж с игрой. В америке выходит в 1991м примерно с такими же ценами, но появляется более дешевый вариант (400 баксов) с одним джойстиком и без игры в комплекте. К приставке выходили карты памяти, позволявшие делать до 27ми сохранений. Причём эти карты работали как на домашней версии приставки, так и на аркадной - можно было поиграть в игровом зале, записаться, и доигрывать, прийдя домой.
![Ретро-игры - Четвёртое Поколение Игровых Консолей. Битвы Титанов Ретро-игры - Четвёртое Поколение Игровых Консолей. Битвы Титанов](/system/attached_images/images/000/632/080/normal/201_-_cdtv.jpg)
Отдельного упоминания заслуживают комбайны, созданные на базе CD-плееров. Одним из таких устройств был CDTV, представляющий собой компьютер Amiga 500 с односкоростным CD-приводом, заключённый в стильный корпус. Этот девайс появился в 1991м году, имел на борту процессор Motorola 68000 и опционально мог доукомплектовываться всей компьютерной периферией, типа мышки, клавиатуры, FDD и HDD. Через два года производство CDTV сворачивают, сосредоточившись на более успешных проектах.
![Ретро-игры - Четвёртое Поколение Игровых Консолей. Битвы Титанов Ретро-игры - Четвёртое Поколение Игровых Консолей. Битвы Титанов](/system/attached_images/images/000/632/081/normal/202_-_cd-i.png)
Ещё один комбайн, ставший результатом совместной работы Philips и Sony по разработке новых стандартов компакт-дисков. Приставка могла читать форматы Audio CD (музыка), CD+G (графика), VCD (видео), Karaoke CD и CD-i (тот самый специальный формат, являющийся комбинацией из картинок, музыки, видео и интерактивных программ). На данную приставку выходило очень много интерактивных энциклопедий.
![Ретро-игры - Четвёртое Поколение Игровых Консолей. Битвы Титанов Ретро-игры - Четвёртое Поколение Игровых Консолей. Битвы Титанов](/system/attached_images/images/000/632/082/normal/203_-_tandy_video_information_system.jpg)
Ещё один CD-плеер с интерактивными возможностями. Для сего девайса была разработана специальная версия Windows - Modular Windows, частично послужившая основой для Windows CE. Основным контентом для приставки были Audio CD и обучающие позновательные программы. Из-за высокой цены, покупатели предпочли купить обыкновенный домашний компьютер.
![Ретро-игры - Четвёртое Поколение Игровых Консолей. Битвы Титанов Ретро-игры - Четвёртое Поколение Игровых Консолей. Битвы Титанов](/system/attached_images/images/000/632/083/normal/204_-_pioneer_laseractive.jpg)
А это уже нечто феноменальное. Мультикомбайн, способный проигрыватьLD, CD, LD-G karaoke диски. Отдельно продавались модули, дающие возможность поиграть в игры с Sega Mega Drive\Genesis и NEC PC Engine\TurboGrafx 16, причём как на картриджах так и на CD. Вышло это счастье в 1993м году и стоило от 1000 до 2000 долларов в зависимости от комплектации.
По поводу эмуляции... Все картриджевые приставки сейчас замечательно эмулируются как по отдельности, так и в мультиэмуляторах типа MESS. Комбайны тоже эмулируются, правда не полностью.
Четвёртое поколение было весьма продуктивно на выпуск портативных приставок. Видимо прорвало, после долго времени бездействия. Итак...
![Ретро-игры - Четвёртое Поколение Игровых Консолей. Битвы Титанов Ретро-игры - Четвёртое Поколение Игровых Консолей. Битвы Титанов](/system/attached_images/images/000/632/110/normal/00_-_game_boy.jpg)
Появившийся первым, нецветной Game Boy от Nintendo. Благодаря хорошему сочетанию цена\качество\игры становится лидером по продажам.
![Ретро-игры - Четвёртое Поколение Игровых Консолей. Битвы Титанов Ретро-игры - Четвёртое Поколение Игровых Консолей. Битвы Титанов](/system/attached_images/images/000/632/111/normal/01_-_atarilynx.jpg)
Atari Lynx. Первая цветная портативная консоль. Подробнее
![Ретро-игры - Четвёртое Поколение Игровых Консолей. Битвы Титанов Ретро-игры - Четвёртое Поколение Игровых Консолей. Битвы Титанов](/system/attached_images/images/000/632/113/normal/02_-_sgg.jpg)
Sega Game Gear. Вышедшая третьей в поколении, становится второй цветной и в итоге - второй по продажам. Подробнее
![Ретро-игры - Четвёртое Поколение Игровых Консолей. Битвы Титанов Ретро-игры - Четвёртое Поколение Игровых Консолей. Битвы Титанов](/system/attached_images/images/000/632/114/normal/03_-_nec.jpg)
NEC TurboExpress\PC Engine GT. Последняя из известных приставок этого поколения. Подробнее
Помимо этих портативок были ещё и локальные продукты, известные в узком кругу, такие как Watara SuperVision (более подробно
И разумеется здесь тоже шла своя портативная консольная война за умы души и кошельки нас с вами, обычных покупателей. Виденье этого процесса я постарался расписать с точки зрения каждой из компаний в описании каждой из портативок, но если в общем... До 1989го года из портативок существовали лишь Microvision, игры из серии Game & Watch, да мало кому известный Epoch Game Pocket Computer. Но в 1989м Nintendo выпускает свой Game Boy. Эта коробочка размерами 148х90х32 мм имела 2,6дюймовый экран с возможностью отображать 4 оттенка серого. Приставка имела отличное время работы от батареек (4хАА - 15-30 часов игры), приемлимую цену (90-100 долларов) и хорошую библиотеку игр, включая обеспечивший бешеный успех приставке и шедший в комплекте с ней Tetris. Через 5 месяцев появляется Atari Lynx, имевшая цветной экран. За ней - Sega Game Gear, (тоже цветная) и NEC TurboExpress (опять же, цветная). Тут следует сказать, что Lynx официально не выходила в Японии, а Turbo Express не загладывала в Европу - возможно это один из моментов, благодаря которому эти приставки занимают 3е (Lynx - 5 миллионов проданных консолей) и 4е (TurboExpress - 1,5 миллиона проданных приставок) место по продажам в своём поколении. Второе место достаётся Sega Game Gear, причём в немалой степени это заслуга появившегося в это время талисмана Сеги - ежа Соника. Ну а на первом месте с большим отрывом находится Game Boy, суммарный объём продаж которого (вместе с вышедшим позднее Game Boy Color) составил около 119ти миллионов экземпляров. Причины такого отставания цветных приставок общие и я уже писал о них - высокая цена (иногда в 2-3 раза), относительно новая технология ЖК-экранов, порождавшая множество технических проблем, и небольшое время работы от батареек. К тому же у Nintendo были преимущества в виде раннего начала с агрессивной рекламой своей портативки и огромная база игр.
P.S. Вот и ещё одно поколение консольной истории позади... Я даже, несмотря на периодическое отсутствие интернета, успел уложиться в ДАП.Напоследок, по доброй традиции, галерея картинок с девайсами, не вошедшими в основной обзор.